Социальная структура общества — Классификация социальных групп.

Uncategorized

Возникновение в Узбекистане слоя собственников. Каждый человек принадлежит к тем или иным социальным общностям, и в свою очередь каждая из них занимает определенное место в социальной структуре общества. Что же имеют в виду под социальной общностью и социальной структурой?

Под социальной общностью понимают реально существующую совокупность людей, характеризующуюся какими-либо едиными, связанными с жизнью общества, признаками. Она может включать в себя несколько человек и десятки миллионов людей, может быть краткосрочной (например, пассажиры в автобусе, зрители в театре) или устойчивой на протяжении столетий (например, нации, классы).

Наиболее четкая разновидность социальных общностей социальная группа. Это объединение людей по социально значимым критериям: полу, возрасту, национальности, расе, профессии, месту жительства, образовани ю и т. д. Один человек является одновременно членом нескольких групп: семьи, трудового коллектива, политической партии и др. Люди, находящиеся в автобусе, не будут социальной группой до тех пор, пока какая-либо внешняя причина не заставит их взаимодействовать друг с другом.

Все многообразие социальных групп можно классифицировать по-разному, например по количеству участвующих, по реально существующим признакам (пол, возраст, национальность, семейное положение, место жительства). Необходимо выделить три главные реальные группы: стратификационные (касты, сословия, классы, страты); этнические (расы, нации, народы, народности, племена, кланы); территориальные (горожане, селяне, земляки).

Под социальной структурой общества в узком смысле слова понимаются социальные общности, объединенные общими признаками и интересами.

Эволюция человечества сопровождается накоплением в социальной структуре общества таких изменений, которые в итоге приводят к качественным сдвигам, появлению новых социальных общностей, к изменению или замене прежних. Например, Современное общество в Узбекистане имеет более сложную структуру, чем десять — пятнадцать лет назад. Это связано, прежде всего, со становлением многоукладной рыночной экономики, появлением новых социальных групп, многопартийности. Возрастающее усложнение обусловливается объективными причинами и обеспечивает обществу устойчивость и возможность дальнейшего развития. В то же время современное общество характеризуется переплетением противоречий, как унаследованных от прежних этапов его существования, так и новых, порождаемых сдвигами в системе социальных отношений. Однако развитие ускоряется, люди быстрее преобразуют общество, чем самих себя.

Кроме того причина сложности внутренней структуры общества — многообразие обычаев, верований, интересов и установок, в соответствии с которыми люди образуют группы в обществе. 4

Неоднородность общества можно объяснить с помощью таких характеристик, как гетерогенность и неравенство.

Гетерогенность выражает сумму показателей степени разнообразности и разнородности общества. Согласно этим показателям невозможно определить, стоит выше или ниже какой-либо человек, занимающий определенную социальную позицию в одной группе, по отношению к человеку, занимающему такую же социальную позицию в другой группе. Иначе говоря, гетерогенность сообщает только о различиях позиций индивидов, а не об их положении, уровне.

Гетерогенность показывает уровень отсутствия противоречий и стабильности конкретного общества. Общество с низким уровнем гетерогенности (или одинаковое по многим номинальным показателям) считается стабильнее, чем общество с ее высоким уровнем.

Неравенство представляет собой вторую основную характеристику общества. Оно определяет различие каких-либо групп с точки зрения их общественного положения, объема и характера прав, привилегий и обязанностей, престижа и влияния.

Неравенство закреплено определенными социальными институтами. При этом создается система норм в соответствии с которой люди должны включаться в отношения неравенства и принимать их. Например, такой системой норм может служить штатное расписание должностей на предприятии.

В каждом обществе необходимо ввести постоянный контроль за показателями неравенства и оценивать их. Такие показатели не должны превышать определенного уровня, так как это приводит к большому различию жизненного уровня отдельных групп. Такое положение приводит к дискриминации некоторых групп населения и в итоге к социальной напряженности. Поэтому общество должно разработать механизмы для снижения степени социального неравенства.

В процессе развития общество устанавливает строгую иерархию социальных групп. Группы, которые отличаются друг от друга положением, уровнем, называются статусными группами общества. Различаются два основных вида статусных групп: страты и социальные классы.

Слово «страта» латинского происхождения, означает слой. В этом смысле социальная стратификация означает социальное неравенство иерархического строения. Согласно теории социальной стратификации современное общество является многоступенчатым, внешне схожим с геологическими слоями земной оболочки. В устроенном таким образом обществе верхние слои по условиям владения ресурсами или получения платы имеют преимущество по сравнению с низшими слоями.

Существуют отличные друг от друга одномерные и многомерные стратификации. В одномерной стратификации проявляется действующее в пределах одной меры неравенство, например, общество можно стратифицировать по получаемой прибыли, обладанию властью. В настоящее время применяются три вида одномерной стратификации: экономическая, политическая и профессиональная.

Существует еще и вид классовой стратификации социального строения общества. Классообразующим признаком считается отношение людей к собственности. Некоторые классы владеют собственностью и могут ее присвоить, в то же время другие классы общества лишены собственности. Такое разделение общества может вызвать между классами разногласия, которые прежде всего направлены на передел и перераспределение собственности.

Каждый из социальных классов имеет своеобразную субкультуру , которая охватывает специальные модели поведения, систему принятых ценностей и кодекс социальных норм. Несмотря на главенство культуры господствующего класса, каждый из социальных классов вырабатывает и насаждает собственные ценности, модели поведения и идеалы. Существуют достаточно четкие границы этих субкультур, в пределах которых индивиды чувствуют свою принадлежность к конкретному классу, осознают свою схожесть.

В настоящее время существует много моделей классового строения общества. Самой распространенной из них является модель У. Уотсона. В ней особенно выделены высшие и средние классы. Данная модель становится значимой в настоящее время в связи с тем, что с переходом на рыночную экономику указанные в ее структуре классы приобретают более четкие очертания.

В проводимых в Республике Узбекистан коренных экономических реформах центральное место занимает собственность и владение собственностью. Наше государство одной из важных своих целей определило формирование социально направленной, стабильной рыночной экономики. Создание многоукладной экономики и конкурентной среды является основным условием перехода к рыночным отношениям. И. А. Каримов отношение к собственности определяет следующими высказываниями: «Мы должны смелее мыслить новыми категориями. Понять, что частная собственность, что человек, его заботы и стремления, человек, который свои^: тру¬дом создает свое собственное богатство, богатство своей сёкьи, а значит, богатство общества, должен быть в центре нашего внимания, в центре наших реформ. Необходимо открыть дорогу этому собственнику, чтобы он стал ведущей движущей силой, ответственным лицом в обществе. В этом наша главная задача сегодня».

Как показывает история человечества, благодаря собственникам в обществе устанавливаются основы стабильности, благополучия, прогресса. В странах, где в составе населения больше доля владельцев собственности, в том числе доля средних собственников, экономика развивается стабильно. Потому что собственник видит в своей собственности источник своего материального благополучия.

Класс средних собственников состоит в основном из владельцев малых и средних частных предприятий. Большая их часть достигла благополучия своим трудом, преодолевая большие трудности. Они весьма заинтересованы в просвещении своих детей и сохранении для этого спокойствия и мира. Это является одной из причин рассмотрения класса средних собственников как силы, которая стабилизирует общественно-политическую обстановку.

Утверждение экономической свободы, многообразие форм собственности, право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности, право свободно выбирать род деятельности и профессию, в конечном итоге неразрывно связаны с политической, гражданской свободой.

Исторические формы этнических общностей людей

Наиболее древней формой совместной жизнедеятельности людей являются социально-этнические общности.

Этническая общность, или этнос (народ) — это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, осознающая свое единство и обладающая едиными культурно-психологическими чертами. Основными условиями возникновения и развития этносов являются: общность территории, где происходит тесное взаимодействие и объединение людей; близость языка — наиболее глубокий признак общности; единая хозяйственная деятельность, динамизирующая социальное общение; культурная общность, базирующаяся на выработанных веками традициях и нормах, ценностях и идеалах, которые в свою очередь составили фундамент религии, искусства, морали; этническое самосознание, выражающееся в понимании представителями одного этноса общности происхождении и противопоставления «своего» и «чужого» этносов; расовая однородность, т. е. общие наследственные признаки.

Основными историческими формами этнических общностей людей являются род, племя, народность и нация.

В курсах истории уже рассматривались такие исторические формы общности людей. Однако следует сказать, что историческая эволюция привела к образованию нации. Нация складывается в течение длительного периода в результате соединения различных племен (родственных и неродственных), рас и народностей.

Существуют различные взгляды понимания нации. Например, по мнению английского ученого Э. Геллнара, «нацию создал человек, она есть продукт человеческого труда и сознания». Российский ученый В. А. Тишков высказал мысль о том, что «нация — это не научное понятие, она является политическим лозунгом и средством мобилизации». В советском обществоведении нация характе¬ризовалась с классовой точки зрения.

Общепринятыми признаками нации являются: единство территории, т. е. компактное проживание в определенных границах пространства; уклад экономической жизни, который проявляется в становлении товарно-денежных отношений, являющихся экономической основой формирования наций; общность исторической судьбы, понимаемая как создание данного национального единства, преемственности в традициях; единый язык, понятный всем, несмотря на диалекты; единство культуры, выражающееся в наличии у каждой нации своего фольклора, обычаев, обрядов, бытовой куль¬туры и т. д.; национальное самосознание, понимаемое как отражение со¬знания нации в индивидуальном сознании ее членов, когда последними осознаются не только свои национальные интересы, но и место и роль своего народа в мировом историческом процессе.

Эти признаки определяют понятие нации в этносоциальном значении. В этатическом (государственно-политическом) смысле нация — все население какой-либо страны. В этом плане следует говорить о народе как политически организованной общности, т. е. исторически сложившемся социальном, территориальном, эконо¬мическом, политическом и культурном сообществе граждан, со¬ставляющих государство. ‘

Для понимания нации необходимо обращать внимание на образующие ее содержание аспекты. В ее формировании важную роль сыграли материальные факторы, в частности, государство и экономика, но они не могут полностью раскрыть суть нации. Они играют большую роль при сплочении людей, однако не следует забывать, что людей объединяет духовное начало. Так, язык, обычаи, нравы, традиции, ценности занимают определяющее поло¬жение в этом процессе.

Следовательно, существует ключевой признак нации, ядро, определяющее ее суть, Это ядро — духовная культура. Философы, размышляющие над проблемами национального, настойчиво подчеркивают такую мысль: человек связан со своей нацией прежде всего через культуру.

Что касается понятия национальность, то оно означает принадлежность человека к той или иной нации. В большинстве государств мира национальность определяется не государственными органами, а самим человеком добровольно. В подавляющем большинстве современных государств выбор национальности есть неотъемлемое право личности, одно из условий его свободы.

По мнению ученых, сегодня на земле существует около 5 тысяч этносов, но только несколько сотен из них являются нациями. По численности нации можно объединить в пять групп:

I. Особо крупные нации: китайцы, индийцы, американцы, русские, японцы — численность каждой более 100 млн.

II. Большие нации: англичане, французы, испанцы, немцы, турки и др. — от 50 млн до 100 млн.

III Крупные нации: узбеки, португальцы, поляки, эфиопы и другие — от 10 млн. до 50 млн.

IV. Средние нации: каждая насчитывает от 1 млн. до 10 млн.

V. Малые нации: каждая насчитывает от несколько десятков тысяч до 1 млн.

В настоящее время 27 самых крупных наций составляют почти 75 процентов населения земного шара.

Члены этнических общностей, переселившиеся по различным причинам с исторической территории в другое место и оставшиеся там жить, часто объединяются в этнические группы. Например, в Узбекистане проживают более 258 ингушей, более 140 гагаузов и представители других этнических групп.

Президент Ислам Каримов постоянно подчеркивает стремление нашего народа к национальному самосознанию. В его трудах поднимаются вопросы, связанные с национальным чувством и национальным самосознанием узбекского народа. Вместе с тем, глава государства подчеркивает, что национальный вопрос в нашей стране никогда не будет осуществляться за счет дискриминации других наций и народностей.

В формировании национального духа важное место занимают такие понятия, как «национальное достоинство», «национальная гордость», «национальное чувство», «национальный характер».

Национальное достоинство — внутренний духовный настрой, возникающий в результате самосознания каждой нации. «Достоинство личности» — это гордость. Каждая личность чувствует удовлетворение достижениями, например, родители гордятся послушными детьми, учитель — талантливыми учениками, садовник — цветущим садом.

Национальная гордость включает все стороны духовного развития нации, ее наследие и сегодняшние ценности. Это чувство возникает у людей конкретной нации, которые могут отметить пе¬ред остальными наличие у них положения, заслуг и других качеств, Которые не встречаются у других.

Национальное чувство означает жить интересами нации, осознавать самого себя. У человека без национального чувства не будет национальной гордости.

Национальный характер — совокупность своеобразных качеств, свойств каждого народа, каждой нации, которые формировались столетиями и постепенно внедрились в их сущность.

В любом государстве, особенно с многонациональным составом населения, важным является учет интересов каждой нации для стабильного развития межнациональных отношений. Это должно стать приоритетом в национальной политике государства. Вместе с тем, необходимо помнить, что опасно придавать политический характер межнациональным отношениям. Так, те или иные негативные явления, возникающие в межнациональных отношениях, не должны подниматься до уровня борьбы за обладание государственной властью. Ход политических процессов должен служить стабильному развитию межнациональных отношений. Это, в свою очередь, послужит стабильному развитию всего общества.

Многие исследователи на основе анализа конфликтов, происшедших в последнем десятилетии XX века, видят основную причину нестабильности в мире в том, что живущие рядом в одном обществе разные этнические и культурные группы не могут найти общего языка. Такие конфликты происходили в Руанде, Кипре, Шри-Ланке, Индии, Боснии, Косово и во многих других странах.

Как видно, проблема межнациональных отношений в многонациональных государствах, подобно другим социальным отношениям, требует постоянного внимания.

На территории многих государств проживают люди, принадлежащие к различным нациям или этническим группам. В Центральной Азии смешанно проживают народы, имеющие одни корни, близкие друг другу по религии, языку, культуре. Например, если узбеки составляют 24, 4% населения Таджикистана, 13, 8% населения Кыргызстана, 9% населения Туркменистана, 2, 5% населения Казахстана, то в Узбекистане из общей численности населе¬ния 4, 7% составляют таджики, 4% — казахи, 0, 9% — киргизы, 0, 7% — туркмены.

В этих условиях важно, чтобы такие страны разработали механизмы обеспечения защиты прав разных наций и этнических групп в культурной, лингвистической, образовательной сферах. Конкретным примером может служить опыт Узбекистана. Практика национальной политики в нашей стране показывает, что в сложной в этническом отношении стране должны быть созданы широкие возможности для каждой этнической группы в развитии ее национальной культуры, ценностей, обычаев и нравов. В республике разработаны и внедрены в жизнь конституционные и другие законодательные нормы для обеспечения такого развития. Примером тому стало создание 135 национальных культурных центров, предназначенных для удовлетворения культурно-нравственных потребностей различных наций и этнических групп, укрепления дружбы и согласия между нациями.

Принципы взаимного уважения и терпимости должны пропагандироваться через систему образования, обучения родному языку, средства массовой информации. В республике имеется более 1000 школ, где обучение ведется на таджикском, казахском, киргизском и туркменском языках. В большинстве вузов действуют факультеты, готовящие специалистов для этих школ. По узбекскому телевидению демонстрируются передачи «Дидар», «Замандас» на казахском языке, «Рангинкамон» на таджикском языке. Кроме этого, организуются телепередачи и на киргизском и татарском языках. Различными издательствами осуществляется выпуск учеб¬ной и художественной литературы на языках народов, проживающих в Узбекистане.

Необходимо также дать возможность выражению интересов всех наций и народностей через механизмы государственного управления в стране. В аппаратах центрального и местного государ¬ственного управления трудятся представители всех наций, населя¬ющих нашу страну.

Проводимая в настоящее время в Узбекистане национальная политика является важной составной частью обновления общества. Успех обновления общества во многом зависит от развития отно¬шений между всеми народами, проживающими в стране. Святым долгом узбекской нации, которая составляет большинство населения республики, является не только восстановление собственного родного языка, своей национальной культуры и истории, но и создание равных условий и возможностей другим народам, живущим вместе на земле Узбекистана, для решения своей судьбы, для сохранения самобытных культурно-нравственных качеств, развития и самореализации.

Семья как неотъемлемая часть социальной структуры общества. Сущность и социальные функции семьи

Семья — специфический вид социальной общности (малая социальная группа), в основе которой находятся супружеский союз, родственные связи, общность быта, моральная и правовая ответственность и определенные социумом обязанности по уходу за деть¬ми и совершеннолетними детьми — за своими родителями.

Семья включает в себя соответствующие структурные компоненты, отношения и признаки. Неотъемлемыми признаками семьи является наличие супругов (брачного союза между мужчиной и женщиной), благодаря которому они становятся родственниками не по крови); кровного родства между родителями и детьми, братья¬ми и сестрами.

Брак — это исторически изменяющаяся социальная форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, регулирующая их права и обязанности, отношение к детям и к совместному имуществу.

В процессе исторического развития семья перераспределяет свои полномочия как единственно реально функционирующего института еще и между институтами права, образования, религии.

По мнению известного мыслителя О. Конта, семья — первооснова общества, ее происхождение считается естественным проявлением человеческих отношений. Конт считает, что в семье от¬ражается вся гамма общественных отношений, это — неравенство (между поколениями и полами), зависимость (между членами се¬мьи, главой семьи и другими, взрослыми и детьми) и т. п.

Универсальность семьи как социального института реализуется в следующих функциях: регулирующей отношения между полами; репродуктивной (воспроизводство населения); воспитатель¬ной (способствующей социализации); хозяйственно-бытовой; контролирующей; эмоциональной.

Основу семейных и брачных отношений в Узбекиcтане составляют нормы Конституции Республики Узбекистан и Семейного кодекса. С целью изучения вопросов, касающихся семьи, в феврале 1998 года постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан был создан научно-практический центр «Оила», который и сегодня продолжает свою деятельность. Все задачи государства в данном направлении отражены в Государственной программе «Она ва бола», утвержденной в феврале 2001 года постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан.

Положение семьи служит показателем состояния общества, степени его продвижения по пути предоставления своим гражданам реальных возможностей для социально-культурного развития.

Можно привести множество примеров, когда внутрисемейные конфликты, такие как проблемы в воспитании детей, взаимная неприязнь, разногласия, отсутствие единодушия между родителями и детьми, братьями и сестрами, родственниками стали причиной распада когда-то славных династий.

В связи с этим глава нашей страны отмечал: «Создание семьи в жизни каждого человека, как парня, так и девушки — это великое событие, оно выходит за рамки личного, частного и приобретает социальное значение. Создание семьи — это не только личные отношения между двумя людьми, это одна из актуальных задач, определяющих основу общества, можно сказать, важнейшее его звено. В создании здоровой семьи в первую очередь должны принимать участие общество и государство, они должны создать фундамент для этого. Только тогда возникнет прочная семья.

Александр Толкалин

Наша цель - юридическая грамотность всех слоев населения. Наш проект - ключ к законам.
Делитесь материалами в соц. сетях, так вы очень помогаете нашему проекту.

Оцените автора
Закон Today
Добавить комментарий